1500py470 (1500py470) wrote,
1500py470
1500py470

К вопросу о чтении старых магнитных лент БЭСМ-6

На встречу празднования 50-летия БЭСМ-6

В наши сумрачные дни тотальной утраты старых, добрых, тёплых ламповых технологий, хочется немного подумать длинными холодными зимними вечерами, в приятном традиционном тепле и уюте старого московского дома, с рюмочкой хереса на столе, как с минимальными усилиями и телодвижениями можно считать старые ленты от БЭСМ-6 на технике наших дней, ибо все мы прекрасно знаем, что лень и нетерпение есть две великие добродетили. И надеюсь в день рождения Ньютона который принёс на некоторое время в наш мир свет, получится перетрясти старые записные книжки, и найти знакомых ещё не выбросивших старые добрые многоканальные студийные магнитофоны, и возможно имеющие опыт обращения со старыми магнитными лентами.



Семь лет назад, достойный муж Сергей Вакуленко поднял тему о чтении лент от БЭСМ-6, и кмк тоже весьма достойный человек Николай Макаров-Землянский принял от него головку от НМЛ из Соснового бора, которая заведомо совпадает с 19 мм лентой и оригинальным форматом записи порождённом на САМ. Жалко он на почту не отвечает, хотя в рассылке по БЭСМ-6 активен, очевидно занят делами важными в МГУ или что-нибудь случилось важное, что времени на дела энти суетные у него сейчас нет.

КМК самым простым способом считать информацию с ленты 3/4 дюйма на сегодня это зарядить её в многоканальный студийный магнитофон с шириной ленты 1-2 дюйма и об 16-32 канала, наверное оптимальный вариант это аппарат на дюймовую ленту и 16 каналов, что даст на ленте в 3/4 дюйма 12 дорожек. Или 32 канальный магнитофон с двух дюймовой лентой. И оцифровать оригинальные БЭСМовские ленты с помощью железки типа Digidesign 192 i/o с записью в Pro Tools на каждый канал с оцифрованым сигналом в 192К 24 бит. При длине катушки не более 1000 метров и плотности записи 20 бит на мм мы получим на 38 скорости чтения примерно 18,2 Гб данных, а при 76 жалкие 9Гб :))



Приколитесь парни, раньше на магнитный барабан у БЭСМ-6 всего 192К влезало, а сейчас мысль оцифровать 12 каналов с 24 битным АЦП и 192К выборок в секунду вызывает улыбку, и результат на флэшке в кармане унести без проблем. На самом деле у меня нет уверености, что головки у современных студийных магнитофонов идеально совпадут с головками от БЭСМовских НМЛ, но это можно изящно обойти регулируя несколько раз по высоте головку магнитофона. Хотя его хозяин может быть решительно против. Но и это можно достаточно просто обойти, подкладывая калиброванный по толщине картон под катушки, и в идеале выточив несколько роликов с заданным смещением проточки. В результате можно получить цифровой портрет ленты, и вытащить в Pro Tools то, что вероятно оригинальный советский НМЛ может не осилить.

Считывание на 38,1 см/с много бережнее, чем 2 м/с у оригинального ящика, и современное МП управление ЛПМ гарантирует крайне бережное отношение к ленте, особливо если какой истинно арийский Телефунккен или швейцарский Шугарт использовать для дела этого безнадёжного. Ленту они не вытягивают. 26 выборок сигала с 24 битного АЦП на каждый бит кмк позволят вытащить данные если там хоть немного плёнки осталось, а если проехаться головкой и по вертиеали считывая по несколько раз подряд ленту, то вытащить получится всё, что только возможно сложив по несколько раз сигнал с каждой дорожки. А если ещё достойного мужа или добрую женщину в студии какой найти, которые с "советскими" магнитными лентами с 60-х годов на студийных МЭЗ, и иже с ними шедеврами нашей промышленности работали, то и за сохраность слоя у уникальной ленты страха нет. И опыт в студиях звукозаписи при работе со старыми мастер-лентами много больше, чем там где данные с МЛ на ВЦ разных кто не попадя считывал, да записывал!



Внутренний голос правда ёжикам говорит, что кадры энти привыкли в студиях время своё на часы продавать за деньги большие звёздам эстрады нашей, и с учётом ныне времени тяжёлого, не стоит подвергать работников студий разорению, но всё равно хочется попробовать совместить оплату оцифровки ленты с празднованием чего-нибудь достойного, потому как энти многоканальники в основном стоят сейчас кмк без дела, а народ сейчас в основном сразу на ПК звук пишет. А во времена неурочные, и раньше дисконт большой на время студийное был.

А ведь любопытно, честное слово, как наш старый софт звучит — как попса голимая или музыка классическая, как хардкор-техно или эмбиент какой, как хард'н'хэви или старые добрые русские народные блатные хороводные песни? А если визуализацию дать и к миди присобачить, то вдруг круто получится и студия озолотится на мелодии от какого ДЖИНа или КРАБа.



Учитывая историю внедрения техники разной в нашей стране, есть у меня достаточно обоснованное подозрение, что какой-нибудь старый винтажный 12 канальный Ампэкс или Телефункен на ленту 3/4 дюйма окажется в точности совпадающим по катушкам и магнитным головкам, но их на ходу у нас наверное можно найти только у коллекционеров, которые к ним и близко с лентами "совковыми" не подпустят, чтоб головки не запалить/запилить к чёрту.

Если кто сейчас читает, и со студиями и сейчас работающий, туда заглядывающий, а то и подобные мегадевайсы свои имеющий, большая человеческая просьба откликнуться. У меня сейчас есть две катушки с лентой от БЭСМ-6, и их очень хочется попробовать считать. Кстати вопрос насколько открыт формат у Pro Tools или Logic, чтоб сразу сделать конвертер из звукового файла в данные с МЛ.

Вот кстати любопытная ссылка о формате записи на ЕС накопители данных с БЭСМ-6, такие ленты можно аналогично считать, хотя ИБМ совместимую технику на ходу думаю и сейчас найти можно. Ну как говорится с Новым годом! Вот к каким мыслям после бокала шампанского и рюмки хереса вчера пришёл. Надеюсь с помощью божей матери, она всегда нам помагает, эти ленты считать получится. Время на оцифровку мне видится два раза по 45 минут если на 38 скорости оцифровывать, и головки достаточно прилично совпадают. В случае если двигать по вертикали и/или ленту/головку например с параноей восемь раз, то максимум 12 часов студийного времени. Кстати почём оно сейчас, в лихие 90-е и по 80-120 долларов в час у нас было, и 12-20, и 200! Вот к чему разгул демократии и разный пафос у людей творческих приводит.

Tags: heavy metal, memory, БЭСМ-6, Думы и Думать, ЕС ЭВМ, Москва, НМЛ, Хипи такие Хипи
Subscribe

Posts from This Journal “БЭСМ-6” Tag

  • О холодном неоновом свете...

    Несколько недель назад возникла дискуссия о свете и цвете от неонок. Всякому человеку, которому дорого просвещение, удивительно не только как они…

  • 115 лет со дня рождения Лебедева.

    20 октября (2 ноября) 1902 Нижний Новгород – 3 июля 1974 (71 год) Москва

  • Индикация в ТЭЗ от БЭСМ-6

    Про БЭСМ-6 злые языки говорили – От машины без пульта, ждать не стоит ни черта! Некоторые злые языки ещё грубее и вызывающе непристойно выражали это…

  • Дивали и неонки

    Вчера ёжики вполне себе отметили Дивали как православные люди иногда делают, неонки поджигали по всякому разному, кстати и мирные братья мусульмане…

  • Случайность или закономерность?

    Всего полвека назад М. В. Тяпкин не попал на фото лауреатов на фоне БЭСМ-6. На вчерашнем мероприятии, юбилейной встрече-конференции он аналогично…

  • На встречу празднования 50-летия БЭСМ-6

    Сегодня в 11:00 начнётся встреча-конференция – 50-летие отечественной ЭВМ БЭСМ-6. Её устраивают Межведомственный суперкомпьютерный центр РАН и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 67 comments