1500py470 (1500py470) wrote,
1500py470
1500py470

Немного о питании БЭСМов



Стоит ещё немного прочитать о том как оно было.

Питание-52

Ю.И. Визун, к.т.н.
К началу 1952 г., когда на первом этаже новенького здания нашего Института на Ленинском проспекте (в то время — Калужском шоссе) первая машина БЭСМ быстро становилась реальностью из металла, стекла и проводов, заполонив собою все его правое крыло, работа закипела и в подвальном этаже. Именно в это время в стенах были пробиты первые дыры, снесены первые перегородки и возведены новые.
На этом мне бы и хотелось закончить это краткое лирическое отступление, упомянув, тем не менее, что с тех пор и по сегодняшний день, вот уже более 36 лет, гром отбойного молотка в подвале звучит в ушах, редко сменяясь напряженной тишиной, необходимой, по-видимому, больше всего для того, чтобы дать спокойно осесть облакам известковой пыли…

В подвале к этому времени была собрана поистине уникальная аккумуляторная батарея на 500 В, причем в короткое время она была доведена до 800 В, а затем и продублирована. Любой автомобилист может себе представить габариты этой батареи, если известно, что ее емкость составляла 500 А-час. Батарея использовалась для питания макетов отдельных узлов БЭСМ, для чего по многим помещениям Лаборатории I были разведены на силовые щиты 5 (а затем и более) номиналов постоянного напряжения. Батарея периодически подзаряжалась от мощных генераторов постоянного тока. Всем этим грозным и хлопотным хозяйством занимался и руководил Евгений Владимирович Сафонов с помощниками.

Для того чтобы «запитать» машину, необходимо было в короткие (как всегда!) сроки создать на основе этой батареи многономинальный источник питания мощностью в несколько десятков киловатт, рассчитанный на круглосуточную работу и обеспечивающий стабильность в пределах 1—2 %.

Сергей Алексеевич Лебедев поручил эту работу специально созданной им группе питания и, как он делал это всегда, не просто, а тщательно продумав основную идею и сделав заранее все необходимые прикидки. Группа приступила к работе, и Сергей Алексеевич всегда находил время поинтересоваться ходом дел, поискать вместе с нами хорошее решение, посмотреть на месте и подсказать «самое-самое». Забегая вперед, скажу, что за годы существования группы в ней поработали с пользой не только для дела, но и для развития своих инженерных способностей многие наши ветераны, среди которых, В.В.Кобелев и В.К.Зейденберг. А вот Олег Константинович Щербаков — первый из этой когорты, ставший затем руководителем группы, так и не расстался с электропитанием всю свою трудовую жизнь. С работ по питанию начинали в Институте Г.М.Орлов, В.В.Солнцев, С.С.Старовойтов, В.В.Таганкин, В.Р.Холмаков, В.А.Щекочихин и многие другие.

Коротко говоря, система питания БЭСМ постоянным напряжением состояла из упомянутой выше аккумуляторной 800-вольтовой батареи с заземленной средней точкой, работающей «в буфер» с постоянно подключенными к различным ее участкам мотор-генераторами постоянного тока. Каждый из них обеспечивал подзарядку того иди иного участка батареи, соответствующего определенному номиналу питания. Сделать что-либо более простое не представлялось возможным, так как потребление по различным номиналам, а, следовательно, и параметры подзаряда были разными. В итоге потребовалась целая система взаимосвязанных электронных схем, обеспечивающих регулирование выходных параметров генераторов через ток их возбуждения с глубокими обратными связями.

Насколько мне известно, подобная система в Союзе была создана впервые и аналогов не имела, как, впрочем, к великому сожалению, и не была защищена никакими патентными документами. В таких случаях было принято (и удобно!) ссылаться на занятость и срочность заданий…

Еще одна техническая подробность: в век безраздельного господства электровакуумных приборов все схемы регулирования, выдававшие ток возбуждения от десятков миллиампер до единиц ампер, генерировались радиолампами, самые мощные из которых могли дать не более 200 мА с одного баллона: все сооружение имело впечатляющие габариты!

В дополнение к описанному, специально для питания электронно-лучевых трубок ОЗУ был создан высоковольтный источник на 2100 В также с тремя номиналами. В нем работал мощный вращающийся генератор (умформер), зарегулированный сложным высоковольтным электронным стабилизатором тоже на радиолампах. Несмотря на обилие блокировок и защит, мимо этого шкафа, стоящего прямо в коридоре первого этажа, проходили с опаской и весьма быстрым шагом…

Отдельной проблемой было питание нитей накала ламп. По мере ввода тех или иных устройств потребление по номиналу 6,3 В стремительно возрастало, весьма быстро перевалило за изначальные 2000 А и требовало к себе серьезного отношения. К тому же при том обилии ламп, которые были сосредоточены в БЭСМ, и при их тогдашних надежностных характеристиках и речи не могло идти о прямом включении номинального напряжения накала на машину. Приходилось медленно и плавно в течение 2—3 мин. поднимать это напряжение, выжидать некоторое время, а уж затем включать в определенном порядке различные номиналы постоянного напряжения.

Очень скоро регулируемый 25-киловаттный автотрансформатор, питающий первичные обмотки накальных трансформаторов, был заменен на стокиловаттный, а его регулировка также была переведена на электронную автоматику.

Наконец, был установлен еще стокиловаттный мотор-генератор переменного напряжения, развязавший все мотор-генераторы постоянного напряжения от промышленной сети со свойственными ей толчками и колебаниями.

Остается добавить, что для управления всей системой питания существовал весьма внушительный щит, не считая очень непростых щитков питания на каждом шкафу, а в каждой смене на машине — инженер по питанию, отнюдь не сидевший без дела.

Не правда ли, трудно сегодня поверить, что оборудование по питанию машины на 10000 оп./с занимало в 50-х годах весь подвальный этаж нашего здания, включая буфет, старую и новую столовые, склады, конторы хозяйственников и т.д.?! Но кроме впечатляющих вольт, ампер и киловатт, приведенных мною, необходимо напомнить, что в то время мы не располагали ничем, кроме радиоламп, телефонных реле, могучих медных рубильников да предохранителей размером с берцовую кость! Однако это устройство питания обеспечивало нормальную работу БЭСМ АН СССР.

Tags: hardware history, heavy metal, power, Воспоминания и размышления, Олдскульные ЭВМ, Схемотехника, Электричество
Subscribe

Posts from This Journal “Электричество” Tag

  • Дивали и неонки

    Вчера ёжики вполне себе отметили Дивали как православные люди иногда делают, неонки поджигали по всякому разному, кстати и мирные братья мусульмане…

  • К Славяновскому стакану добавить...

    К хорошему и иллюстрированому рассказу как в Перми изготовили копию стакана Славянова стоит добавить эту статью 1952 года академика Никитина из…

  • Немного о питании БЭСМов

    Олег Константинович Щербаков, это легендарный человек вызвавший некий священный трепет у всего золотого миллиарда, перед нашими китайскими братьями,…

  • НМЛ БЭСМ-6 и танки.

    Намедни стукноло 75 лет 4-й гвардейской танковой Кантемировской ордена Ленина Краснознамённой дивизии имени Ю. В. Андропова, всякий панк или бурят из…

  • Электрическая Машина между Печью и Скульптором

    Во всем мире 20 марта, по инициативе ООН всеми людьми доброй воли празднуется День Земли (Earth Day). Те кто к ним не относится обычно отмечают…

  • 230 лет тому самому Ому!

    Оба этих достойных мужа родились в один день 16 марта, без них сложно представить наш мир таким, какой он сейчас есть. Вот такая она синхроничность.…

  • С новым годом! Кибернетика спасает праздник!!

    Надеюсь прошлый год был достаточно не плох, как минимум для большинства человеков, и достаточно плодотворен для возможности его проводить, и…

  • С днём Энергетика!

  • Когда народа больше чем населения

    Дива́ли (известный также под названием Дипавали; санскр. दीपावली Dīpāvalī IAST, там. தீபாவளி Tīpāvaḷi IAST, непальск. दीपावली, तिहार Dīpāvalī, Tihāra…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments