«Прадеду — правнук»
Для тех кто не понял его замысел, он очень любил своего прадедушку, и упетавшись бороться за просвещенья дух, понял как действовать. Тупо использовать старый опыт, апробированый успешно предками. Нужно не заставлять народ сажать картошку, а запретить делать это и выставить охрану. Тогда всё население переймёт это дело в рекордные сроки, и без траты денег казёных на пропаганду. Ведь при наличии запрета наши люди будут идти другим путём. А ведь именно этот указ должен был привести к массовому чтению, как минимум иностранным педагогам в каждом приличном доме, а если уж отпрыск за бугор учиться отправлен (например под благовидным предлогом ухода за больной матерью) к нескольким дипломам и/или учёной степени, и
Вот например Павел I не одобрял французский покрой платья и слова ихние буржуинские, а сам в то же время дал приют в своих владениях французам-эмигрантам толпами высокопоставленных лиц и тьмой простых роялистов, включая будущего Людовика XVIII, в распоряжение которого был выделен весь Митавский дворец для правильной и тщательной обработки в духе истинного рыцарства, и последнего принца Конде аналогично, который должен был "ютиться" в Гатчинском приорате, у мудрого правителя всегда как минимум один запасной вариант должен быть. Результат в каждом приличном доме француз и/или француженка воспитают молодёжь дворянскую, а семью одевает модистка-француженка, да и во время компании 1812 года весь офицерский корпус был парле франсе полностью.
Гёте с Шиллером за дело смущения умов не окрепших в немилость к государю императору попали, рубили они словами с плеча в новом стиле арийском Sturm und Drang (с немецкого «Буря и натиск» будет), и глупостям разным народ воспитывали, глупо с этим бедствием бороться запретами, но ведь и у нас не так дуболомно шли как из указа выше слабые духом, и умом скудные думают, ведь ещё оного можно писаку завести своего правильного — Якоба Михаэля, который напишет правильные книги в стилистике энтой Sturm und Drang, и таки воспитает из бедных и сентиментальных алеманов, таки практически годных белокурых бестий. Энтот парень по настоящему буйный был, в цепях порой содержать приходилось! Как следствие его кунфу было покруче кунфу Шиллеров с Гётеми в стилистике этой, он стал одним из наиболее талантливых и выдающихся драматургов литературного направления Sturm und Drang! А заодно немецкоязычная публика читающая и историю российскую от этого молодёжного и модного автора прочла. И интересы империи были учтены за счёт самих обрабатываемых, умели тогда не как ноне пропаганду за госсчёт вести, а берегли народную копейку, потому как на другие дела денег государю императору, хоть наследникам у нас завсегда постоянно не хватало. Этот Якоб Михаэль Рейнхольд Ленц похоронен в Москве (насчёт воинских почестей не знаю), да разучилась ноне "киселёвская пропаганда" культурные коды новые давать народам мира, а денег жрёт при этом немеренно.
Не иначе как тогда англичанка с цареубийством нагадила шибко! Да, не успел Павел с жандармским корпусом, ой не успел :(