Советский эксперт о советских машинах: недостаточно и не очень хорошие
Р. Хенкель,
служба новостей Фэйрчайльд
Калвер Сити, Калифорния — Русские пользователи компьютеров испытывают трудности от «недостатка компьютеров» и от того, что «имеющиеся машины недостаточно хороши», признал здесь на прошлой неделе ведущий советский программист. Однако он немедленно добавил, что эта ситуация «несколько изменилась за последний год», после того, как было введено в эксплуатацию несколько новых вычислительных машин.
О двух из них, БЭСМ 6 и УРАЛ 16, довольно подробно рассказывалось на семинаре Лос-Анджелесского отделения Эй-Си-Эм и в беседе после него.
Перед полным залом выступал Андрей Петрович Ершов, глава отдела программирования Вычислительного центра Сибирского отделения Академии наук СССР в Новосибирске.
Профессор Ершов, которого иногда называют «Мистер Автоматическое программирование Советского Союза», заметил после своего доклада, что в СССР есть одна «достаточно хорошая» ЭВМ, это БЭСМ 6. Он также упомянул новую линию ЭВМ среднего класса Урал-11, 14 и 16, а также новую небольшую вычислительную машину, которая только запускается в производство.
Новая вычислительная техника. В советском Вычислительном центре планируется разработка системы разделения времени, которая будет работать на новой вычислительной технике, — сказал Ершов на семинаре
Эй-Си-Эм. Предполагается, что эта первая русская система подобного типа будет использовать БЭСМ 6, установку которой планируется начать следующей весной.
На вопрос Электроник Ньюс о том, когда же система разделения времени начнет работать, советский ученый ответил, что «ожидается, что она будет широко и повсеместно использоваться с 1970 года». Система будет включать и удаленные терминалы с доступом к машине по телефонным линиям «откуда угодно в СССР».
«БЭСМ 6 обладает оперативной памятью объемом 16000 — 32000 слов со временем обращения 2 микросекунды», — сказал профессор Ершов. — «Внешняя память на барабанах и магнитных лентах может включать до 16 таких устройств».
«Высокая степень параллелизма позволит БЭСМ 6 выполнять в среднем 1 млн команд в секунду», — рассказал он. Длина слова — 48 разрядов, в каждом слове две команды, причем, «к сожалению», лишь первая будет адресуемой.
Индивидуальные терминалы. Отвечая на вопросы после семинара, Ершов оценил стоимость БЭСМ 6 примерно в 3 миллиона рублей.
Система разделения времени в общем случае требует 100 медленных каналов для индивидуальных терминалов типа телетайпа и 20 быстрых телефонных линий для связи с удаленными терминалами в других городах или учреждениях.
Описывая ЭВМ Урал-16, профессор Ершов сказал, что в этой машине реализуется арифметика как с фиксированной, так и с плавающей запятой; 48-разрядные слова («которые можно будет делить на несколько частей»); быстродействие 50 000 операций в секунду; оперативная память от 8000 до 64000 слов; время обращения к памяти 9 микросекунд; память на барабанах объемом 130 000 слов.
По его словам, в СССР «растет потребность» в обработке коммерческих данных. «У нас есть несколько новых учреждений», работающих в этом направлении, но имеется «множество проблем с применением ЭВМ на практике, в торговле и промышленности», — сказал Ершов. СССР «только начинает» внедрять вычислительные машины на заводы, где они используются для бухгалтерии, планирования, учета оборудования и инвентаря, — сказал он.
Производственный вычислительный центр. Ершов рассказал, что в Новосибирске планируется создать производственный вычислительный центр для промышленных предприятий области.
По словам докладчика, «экономическая проблема в области использования вычислительных машин для промышленности и торговли, которую нам предстоит решить, заключается в том, идти ли по пути создания больших мощных вычислительных центров, связь с которыми осуществляется через терминалы, или же устанавливать небольшие машины на самих заводах».
Ершов считает, что самой важной областью применения ЭВМ в промышленности и торговле Советского Союза является экономическое планирование.
На вопрос о том, что именно в компьютерной индустрии США произвело наибольшее впечатление во время его первого визита, Ершов ответил: «объем памяти».
«Самым большим впечатлением» на Конгрессе ИФИП в Нью-Йорке для него стало «разнообразие устройств ввода-вывода».
Он сказал: «Наша проблема заключается не в электронике, а в хороших устройствах ввода-вывода», добавив, что советская промышленность слишком поздно признала важность оборудования для ввода-вывода информации. Он сказал, что необходимое оборудование должно появиться в следующем году, хотя качество и не будет «особенно высоким».
По его словам, в Вычислительном центре в Новосибирске работают 350 человек. У них есть две «довольно старые» ламповые ЭВМ М-20 (с оперативной памятью объемом 4000 слов и средней скоростью 20000 операций в секунду) и одна машина среднего размера Минск-2, «единственная полупроводниковая машина на ВЦ».
На ВЦ пропускается в среднем 300 задач в день на двух машинах, «если они работают». «У нас множество проблем с нашими ламповыми ЭВМ», — добавил он, заметив, что американские слушатели уже забыли о проблемах с вычислительными машинами на лампах. Эти две машины работают по 16 часов в сутки.
И. С. Бенгельсдорф
Независимо от того, кто лидирует в так называемой «космической гонке» — США или СССР, — ни та, ни другая страна не смогли бы работать в космосе без электронных вычислительных машин (ЭВМ).
Но именно в вычислительной технике США намного опередил СССР. Первая ЭВМ была разработана в США, и в настоящее время американские машины быстрее, функциональнее и «умнее», чем их советские аналоги.
Но нельзя сложа руки любоваться собственным превосходством. Советская вычислительная техника улучшается, к тому же в СССР есть первоклассные математики и инженеры, которые прекрасно работают с тем, что имеется в их распоряжении.
Андрей Ершов, один из ведущих советских программистов, на прошлой неделе впервые посетил США. Он выступил с докладами на Конгрессе Международной федерации по обработке информации (ИФИП) в Нью-Йорке.
После Конгресса Ершов отправился в Калифорнию, где он посетил вычислительные центры в Стэнфордском университете и Калифорнийском технологическом институте, кроме того, он выступал на собрании Лос-Анджелесского отделения Эй-Си-Эм.
Академик Ершов — глава отдела программирования в Вычислительном центре Сибирского отделения Академии наук СССР. В этом центре работают 350 ученых-программистов и инженеров.
Сибирское отделение располагается в лесу, на берегу реки Обь, вблизи крупного сибирского города Новосибирска, и за шесть лет своего существования превратилось в огромное научное учреждение, где работает 25 000 человек, посвятивших себя фундаментальной и прикладной науке.
Ласково называемое своими обитателями Академгородком, Сибирское отделение насчитывает в своем составе 15 крупных научно-исследовательских институтов и университет, в котором учится 3000 студентов, ориентированных исключительно на науку.
Близлежащий Новосибирск, на пороге века бывший лишь захолустной деревней-станцией на Транссибирской магистрали, превратился в крупный промышленный и технологический комплекс с населением 1,2 миллиона человек.
Результатом пяти лет напряженной работы для Ершова и его коллег стала разработка нового языка, названного АЛЬФА, который облегчает взаимодействие с компьютером. Развитие новых технологий для общения человека с компьютером является приоритетным как в СССР, так и в США.
Практически все компьютеры, имеющиеся в распоряжении Ершова и его команды, работают на вакуумных лампах — этот тип машин уже вышел из употребления в США. Следующей весной русские планируют установку БЭСМ-6, большого транзисторного компьютера с объемом оперативной памяти в 16 000—32 000 слов, в то время как обычный крупный компьютер в США имеет 64 000 слов памяти.
На академика Ершова особенно большое впечатление произвели общеобразовательные и биологические опыты, которые проводятся в вычислительных центрах Стэнфорда и Калтеха.
Он отметил, что в СССР, как и в США, не затухают споры о том, нужен ли один большой компьютер, пользоваться которым будет множество сотрудников заводов, лабораторий и учреждений, либо же нужно множество небольших машин, по одной на учреждение, завод или лабораторию.
Ершов заявил: «По моему мнению, одним из наиболее важных направлений использования компьютеров в СССР будет экономическое планирование». До настоящего момента использование компьютеров СССР ограничивалось решением научных и технических задач. Русские только начинают использовать компьютеры для обработки экономических данных — счетов, платежных ведомостей, описей и т. п.
Академик Ершов покорил аудиторию своим юмором и живым остроумием. На вопрос из зала: «Если ли у вас трудности с расчетом орбитальных траекторий из-за малого объема памяти в ваших машинах?» Ершов ответил: «Я не знаю», и затем с улыбкой добавил: «Но наши космические зонды летают».
Когда в 10:45 доктор Пол Армер из корпорации RAND Corp. сказал аудитории: «Я обещал доктору Ершову, что заберу его отсюда в 10 часов», Ершов немедленно возразил: «Да, в 10, но по гавайскому времени».
Завтра стоит прочитать объяснительную Ершова по поводу егойного языка.