КРЕЯ и КРАСНОГО КРЕЯ (Электроника СС БИС)
часть x'4D
К вопросу о CADах у нас и у них
Сегодня в День Российского проектировщика, очень хочется провентилировать вопрос, про то кто и в каких САПРах работал, когда разрабатывал для себя схемы, когда суперкомпьютеры создавал. Тему с логическим проектированием у Крэя проиллюстрировал в позапрошлом году, а в прошлом году кратко раскрыл тему с инженерным проектированием легендарной CRAY-1. Но вот как оно было с Электроникой СС БИС? Эту тему немного раскроет
Попробую внести ясность кратко.
В НИИ Дельта, в отделении Мельникова, действительно был свой отдел САПР, которым руководил мой учитель Яицков Александр Сергеевич. И этот отдел разрабатывал свой САПР. Не Пульс. Пульс тоже был (украденый?!), и все логическое проектирование кристаллов И200/И300/И300Б выполнялось на нем. Но развитием/сопровождением этого продукта занимался кто-то другой, не из нашего отдела. Наш же САПР был ориентирован на конструкторское проектирование. Причем не только микросхем, но и "блоков" (плат), в которые они должны устанавливаться. Работа нашей системы начиналась с того, что из ПУЛЬСа импортировалась логическая схема: перечень элементов и их межсоединений, то что, как я понимаю, в западных САПРах называется словом NETLIST.
Как ПУЛЬС, так и наша САПР выполнялись на БЭСМ-6. Переферия у нее была вся уже от ЕС ЭВМ. Управлялась эта машина при помощи ОС Диспак, использовались также МС Дубна, диалоговая система ДЖИН. Внутри нашей САПР были также свои средства управления вычислительным процессом, разработанные внутри отдела, в частности - специализированный язык управления заданиями и файловая система (даже три). Наша разработка велась на языке Паскаль на компиляторе А.С.Пирина.
САПР выполняла трассировку (проектирование геометрического расположения) электрических цепей для блоков и микросхем. Этот набор алгоритмов разработал Владимир Сусов и его маленькая команда. Размещение элементов было, вроде-бы, ручное или полуавтоматическое. Во всяком случае, о полной автоматизации этого этапа проектирования я не помню. САПР обеспечивала вывод результатов проектирования на носители, необходимые для производственных процессов. (Детали реализации не знаю, кроме тех, с которыми был связан лично, об этом ниже.)
Лично я был занят в разработке подсистемы, которая синтезировала тесты выходного и входного контроля для И200/И300/И300Б. На мне была предобработка, организация вычислительного процесса, постобработка, аналитика и оптимизирующие преобразования. Короче, я выполнил в этой подсистеме практически всю черную работу. Кроме основного алгоритма, которым занимались непосредственно А.С.Яицков и его супруга Г.А.Яицкова. Результатом работы системы были тексты на входном языке тестирующей системы Centry, применяемой на заводе в Зеленограде.
Они записывались на магнитную ленту на БЭСМ и потом - о чудо! - считывались этой буржуазной аппаратурой и выполнялись ею. Для записи на ленту пришлось поковыряться в низкоуровневых командах управления ленточным накопителем. Был также интерфейс, заворачивающая синтезированные тесты обратно в ПУЛЬС, и там они использовались как дополнительные тесты верификации проекта, моделировались ПУЛЬСом, само собой. Несколько ошибок разработчиков микросхем было выявлено именно на этих тестах.
Важной частью нашей САПР были алгоритмы верификации задержек, как на уровне проектов микросхем, так и на уровне проектов плат. На данной частоте длина проводников уже является фактором, влияющем на скорость распространения сигнала и, таким образом, на корректность работы цифровой схемы в целом. Алгоритмы оценивали корректность проекта топологии с точки зрения распространения задержек и сигнализировали, где в проекте имеются риски и что надо исправить. Этими алгоритмами занимались А.С.Яицков и Татьяна Ганжа.
В САПР использовались две отдельные файловые системы: для исходных текстов САПР и для исходных, промежуточных и выходных данных проектирования. Обе системы разработал Владимир Сафонов. Альтернативную ф.с. для данных проектирования разработал Владимир Сусов. (Тут надо объяснить для современного читателя, что в ОС Дискпак не было ни штатной файловой системы, ни штатного редактора текстов, ни штатного языка управления заданиями, и все эти задачи решались по-своему в каждом крупном прикладном проекте.)
Вот что мне удалось вспомнить относительно быстро.
Поймите, я был молодым специалистом, и не заморачивался такими абстракциями, как официальное название темы.
Названия у САПР не было. Название ведь нужно продукту, который будет куда-то поставляться.
Здесь же ничего такого не планировалось. САПР поддерживал текущий проект.
Часть, связанная с построением тестов, в нескольких научных статьях именовалась как "САПР-Тест", но это было название только для контекста этих статей.
Наш отдел находился в Дельте на 22 этаже. Никаких дополнительных площадок.
В отделе было около 15 человек.
Я пришел в 1984. Отдел к тому времени существовал, как я понял, около 5 лет, и уже были работающие алгоритмы трассировки. Работы по тестовому обеспечению начались уже на моей памяти, около 1985 года, работы по верификации задержек еще чуть позже. Я ушел в 1990. Отдел просуществовал еще года два. После этого его уже маленькие осколки были переведены в Институт Системного Программирования и существовали
там еще лет 5. Но уже не было проекта, который надо было поддерживать, поэтому занимались какими-то абстрактными задачами.
За взаимодействием с Зеленоградом я специально не следил.
Насколько помню, в 1987 году уже спроектированные микросхемы изготовлялись зеленоградским заводом. К этому же времени относится передача на завод тестового обеспечения, в которой я участвовал. Детально даты ввода в производство микросхем серий И200, И300 и И300Б пояснить не могу. С моей колокольни они и не отличались-то особенно:
в память влезают, время обработки удовлетворительное и примерно одинаковое.
Все наши люди знают анекдот:
Экзамен в вузе. Входит преподаватель:
— Вопрос на 5 — как меня зовут? Молчание.
— Вопрос на 4 — что сдаем? Молчание.
— Вопрос на 3 — какого цвета учебник?
Голос с задней парты: — Во валит гад!
К великому сожалению очень похоже, что у юного ёжика твёрдое 5 по САПР было за знание как зовут педагога и название предмета, а учебника у нас вообще не было, одни конспекты и РТМ. Похоже у автора вышеприведёных воспоминаний Dmitry Е Gouriev аналогично, и не могло этому достойному человеку тогда в голову прийти на шаг в лево или право проявить любопытство в должной мере, ведь он живёт под лозунгом — Мы любознательны, но не любопытны. И это скорее всего заслуживает уважение.
Вот какие результаты поисков концов САПР разработаных в рамках различных ОКР связаных с разработкой Электроника ССБИС:
1) САПР БАСКИ (базовая автоматизированая система контроля и изготовления)
Она работала на БЭСМ-6, на ней было разработано 29 схем на И200, 25 из которых вышли в кремнии.
Она получала входные даные из ПУЛЬС и выдавала результат в ТОПТРАН. 300000 строк кода на Паскаль-Монитор однако.
2) САПРБ (блоков) эта система служила для разработки ТЭЗ, работала аналогично на БЭСМ-6, и учитывала при проектировани задержки сигналов, между элементами на ПП и между блоками.
3) Система автоматизации проектирования СПИН (система проектирования интерактивная) была разработана для передачи документации разработаной в НИИ Дельта на предприятия отрасли, в соответствии с ЕСКД и требовании предприятий к входным файлам. Работана была под Электроника 100-25 и 79. О ней в прошлые месечнике были упоминания без названия от
Она служила для задач типа перевести проект ПП сделаный в САПРБ который жил сам в себе или например эскиза ПП сделаного конструктором на милимитровке, в понятный для НПО Кварц (и подавляющего большинства предприятий СССР) формат КУЛОН (15УТ-4-012), итп. И самое главное, сдать комплект документации который способен пройти нормоконтроль, если есть не соответствия ЕСКД, то без огромного скандала тогда ни одну тему закрыть было практически не возможно.
Про КОМПАС-82 когда учился, уже говорили как устаревшем пакете на который не стоит тратить время для изучения, но могущий очень пригодится тем у кого есть БЭСМ-6. Про САПР в Дельте говорили без названия в духе, что у нас есть такие прибоы, но мы вам о них не расскажем.
Ежей сейчас терзают смутные сомнения, что когда говорили про уникальную годность/крутость/многополезность итд, то говорили про какой-нибудь один из разработаных в стенах Дельты САПРов. С учётом того, что тогда упоминалось, что они и топологию на раз разрабатывают, критические пути считают, верефикацию делают, и даже тепловое моделирование блоков проводят, не говоря о том, что их САПР
Таким образом можно сделать вывод, что проекты с БМК в ИТМиВТ для Эльбрусов разрабатывали в КОМПАС-82, а в Дельте для Электроника СС БИС использовали свою БАСКИ. Тема с использованием ЕАСП или студентов в НИЦЭВТ для разработки ЕС ЭВМ Ряд-4 требует отдельного исследования, как и на Микроне вручную или на ЭВМ в каком-нибудь пакете работали.
Вопросов ещё много, а где искать достоверные ответы?
ЗЫ насколько понимаю БАСКИ работал с текстами на входе и выходе без графики, визуализацию вне его через ТОПТРАН делали, хочется комментария от очевидцев на эту тему.