1500py470 (1500py470) wrote,
1500py470
1500py470

Тот самый ОПТИМУМ

"ОПТИМУМ" - специализированная аналоговая вычислительная машина, предназначенная для решения задач линейного программирования (связанных с планированием транспортных перевозок), а также задач, сводящиеся к транспортной задаче. Разработана в Институтете кибернетики АН УССР в 1964. Представляет собой электронную аналоговую модель, основанную на использовании диодной аналогии Денниса. Может вдруг у alexpproskurin где-нибудь завалялась информация о этой славной машине, в наши дни малоизвестной широкой компьютерной общественности, или у кого-нибудь с просторов ридной Украины сохранилось фото, или хоть тайное знание, а сколько их таки сделали и где применяли. Нашу историю нужно собирать по крупицам, пока остались ещё может быть те, кто её помнит.


Серийная модификация машины «Оптимум-2» имеет 600 схем-аналогов транспортных ветвей; максимальные размеры решаемых задач k x p: 10 x 60, 15 x 40, 20 x 30, где k – количество пунктов производства (потребления), р – количество пунктов потребления (производства). Объемы производства (потребления) продуктов моделируются электрическими токами в пределах 0,2 – 30 мА; стоимости перевозок единицы продутта по ветвям (или расстояния между пунктами производства и потребления) моделируются напряжениями постоянного тока в пределах 0 – 10 В; отклонение решения, полученного на машине, от оптимального по значению стоимости перевозок (для типичных задач) составляет: без уточнения решения не более 5%, с уточнением решения - не более 2%.

Машина содержит модель транспортной сети, выполненную в виде шести блоков, каждый из которых позволяет моделировать сеть размером 10 х 10. Аналогами транспортных ветвей в блоках являются схемы, содержащие источники напряжения и диоды. Кроме аналогов ветвей, в блоках размещены элементы измерительной автоматики для измерения напряжений и токов, а также сигнализации «занятых» ветвей. Блок источников тока содержит 20 источников тока для моделирования пунктов производства и 60 источников тока для моделирования пунктов потребления. Выходы всех источников выведены на специальное наборное поле и могут в произвольном порядке подключаться к модели транспортной сети.

Процесс решения задачи на машине состоит из следующих операций: установки величин напряжений, моделирующих стоимости перевозок единиц продуктов по ветвям транспортной сети; установки величин токов, моделирующих объемы производства и потребления; выявления ветвей, «занятых» перевозками в оптимальном варианте (осуществляется машиной автоматически на специальном световом табло); измерения результатов решения в ветвях сети, выбранных блоком измерительной автоматики, и уточнения решения, если необходимо получить повышенную точность. Для решения задач больших размеров (10 х 120, 20 х 60, 15 х 80, 30 х 40) предусмотрена возможность сопряжения двух машин.

Литература :

Василев В.В., Клепикова А.Н., Тимошенко А.Г. Решение задач оптимального 1966 планирования на электронных моделях. К., 1966 [библиогр. c. 161-164];

Грубов В.И., Кирдан В.С. Электронные вычислительные машины и моделирующие устройства. Справочник. К., 1969 [библиогр. с. 179-181];

Деннис Дж. Б. Математическое программирование и электрические цепи. Пер. с англ. М., 1961 [Библиогр. c. 212-214].

В. В. Васильев.



Если кто-нибудь из прочитавших заметит ошибку в набранном мной тексте, просьба сообщить в комментарии.

PS Всемирный день гуманизма (World Humanist Day) сегодня, не плохая тема для пятницы и предстоящих выходных, заняться поисками того самого ОПТИМУМа!.

Tags: hardware history, heavy metal, Аналоговые ЭВМ, Олдскульные ЭВМ
Subscribe

Posts from This Journal “hardware history” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments