ЭВМ Сетунь на ВДНХ
Вот так, получив постановления СМ СССР №1200, СМ РСФСР №1700 от 19.11.1960 г. и распоряжения ТСНХ от 14.12.1960 г. в 1961 на КЗММ приступили к освоению своей второй серийной (после М-20) вычислительной машины. В результате этого "чёртовы татары" (по ласковому риторическому вопросу Брусенцова "И чего этим чёртовым татарам надо?", в ответ на их несуразную просьбу, предоставить комплектно ту самую техническую документацию, по которой «Сетунь» будет выпускаться на заводе в серии) обзавелись своим собственным конструкторским бюро. За это новоприобретение заводчане и посей день с благодарностью вспоминают «Сетунь» и её Главного конструктора Н.П. Брусенцова!
15 июня 2009
Очерки истории КЗЭВМ. Статья 9.
Вторая ЭВМ – Сетунь.
В конце 1960г. Московский Государственный университет им. Ломоносова (МГУ) обратился в Совет Министров СССР с просьбой организовать серийный выпуск разработанной Вычислительным центом Московского государственного университета (ВЦ МГУ), Министерство высшего образования СССР, малой ЭВМ Сетунь.
Сетунь – малая цифровая вычислительная машина, предназначенная для решения задач средней сложности в ВУЗ-ах, КБ, НИИ и т.д. Сетунь являлась единственной в СССР, работающей в троично-симметричной системе счисления (-1,0,+1). Разрядность – 18 троичных разрядов, что эквивалентно 29 двоичным разрядам. Быстродействие – 4800 оп/сек. Ввод информации – с 5-й позиционной перфоленты, вывод – на телетайп или пишущую машинку ЭУМ-46. Занимаемая площадь – 30 кв.м.
[ Текст и иллюстрации этой очень известной статьи, которую уже все наверняка давно и много раз читали под спойлером]
Сетунь была поистине уникальной ЭВМ во всех отношениях:
1. Разработка вполнялась не специализированным КБ или НИИ, а группой энтузиастов в лаборатории МГУ. Естественно, учёные понятия не имели сколько всего надо сделать, чтобы запустить изделие на серийном заводе. Объём этих «дополнительных» работ, как правило, на порядок превышает «творческую» составляющую разработки. Не говоря уже об организации сервисном обслуживании выпущенных машин, обучения пользователей. Всё это должен был сделать кто-то, по русской традиции - А.С.Пушкин.
2. Принципы работы и используемая троично-симметричная система счисления никогда раньше (заметим, и позже) не применялась в ЭВМ. А это – прикладные программы, языки, базы данных и т.п., которые надо было создать конкретно для машины с этой архитектурой.
3. Сетунь позиционировалась как малая машина общего назначения. Ниша для такой модели в СССР была необъятная. Однако в связи с её «уникальностью» выпущено было за 5 лет всего 47 (считая один выставочный макет 1961 года), тогда как малых ЭВМ Наири (аналогичного класса) заводом было выпущено более 500.
Главный конструктор ЭВМ «Сетунь» Николай Петрович Брусенцов представил на Казанский завод комплект чертежей, разработанный Киевским институтом УВМ, и ориентированный на применение конструктивной базы подведомственного этому институту завода в Киеве. Чтобы освоить эти конструкции на КЗММ, нужно было спроектировать и изготовить новую оснастку, на что потребовалось бы не менее года.
Н.П. Брусенцов – Главный конструктор ЭВМ Сетунь.
Производственники недоумевали: конструкторская документация на машину была разработана для выпуска её совсем на другом заводе! Муссировалось три варианта:
1. Структурные решения новой ЭВМ настолько оригинальны и перспективны, что правительство решило во чтобы это не стало выпустить изделие, чтобы «забить» мировой приоритет (что было практически невероятно).
2. Стране остро необходима малая гражданская машина и правительство решило во чтобы это не стало выпустить изделие для оснащения народного хозяйства (что маловероятно).
3. У разработчика «мохнатая лапа» и он, вопреки всякому здравому смыслу «продавил» серийное производство «сырой» разработки. (Что наиболее вероятно.) Сторонники третьего варианта как в воду смотрели!
Любопытна история разработки Сетуни, напоминающая конструирование аэропланов в начале прошлого века. Дело в том, что у МГУ не было своей ЭВМ. Высотку на Ленинских горах отгрохали, а оснастить современной техникой забыли. Предполагалось, что разработанную в лаборатории И.С. Брука машину М-2 передадут университету, однако в связи с разборками между академиками отказали. Тогда заведующий кафедрой вычислительной математики мехмата МГУ академик С.Л. Соболев принял командирское решение – машину для МГУ будем делать сами! Разработка ЭВМ была поручена отделу электроники в составе 9 инженеров, 11 техников, одной копировщицы и одой машинистки.
Естественно, что Госкомитет по радиоэлектроники (ГКРЭ), курирующий разработку ЭВМ в стране, решил прекратить работы по Сетуни, как распыляющие средства.
Тогда академик Соболев нанёс визит в ЦК КПСС, и в тот же день МГУ посетил сотрудник оборонного (!) отдела ЦК и с ним начальник
8 главка ГКРЭ М.К. Сулим. В результате было принято решение о
проведении межведомственных испытаниях опытного образца ЭВМ Сетунь.
Здесь уместно вкратце напомнить стандартные этапы разработки сложной техники, в том числе ЭВМ.
1. Изготовление макета. От макета требуется только одно – убедиться в работоспособности применённых в изделии технических решений.
2. Изготовление опытного образца. Опытный образец изготавливается по той самой технической документации, по которой он будет выпускаться в серии (в авиации он называется «прототипом»). При этом совершенно не обязательно, что то, что работает в макете, будет работать и в опытном образце. Единственное отличие опытного образца от серийного заключается в том, что он изготавливается в опытном производстве «на коленке», а не в условиях серийного завода.
3. Испытания опытного образца. Проводится три стадии испытаний: предварительные, межведомственные и Государственные. Для поставки на экспорт еще и Международные. При этом на каждом этапе должен быть представлен полный комплект технической документации, включая схемную, технологическую и эксплуатационную на само изделие и ТД на стенды, приспособления, оснастку и т.п. технологическое оснащение.
4.Изготовление и испытания головного серийного образца (образцов). Изделие изготавливается и налаживается в условиях серийного производства по представленной разработчиком ТД.
В апреле 1960 года были проведены «межведомственные» испытания «опытного» образца Сетуни комиссией в составе представителей НИИСчетмаш, НИИЭМ, НИИММ, ГК АМ, ОПМ, ВЦ АН СССР, ВЦ АН УССР, п/я 24 (Минск). Представители будущего завода-изготовителя на испытания приглашены не были.
Показательны выводы комиссии: «Комиссия считает целесообразным организовать серийное производство машины “Сетунь”. Опытный образец может быть использован в качестве базы для разработки промышленного образца машины». Отсюда очевидно, что фактически испытаниям подвергался в лучшем случае макет.
Макет Сетуни
Никакой техдокументации у разработчика не было, да и он своим малочисленным коллективом, не имеющим соответствующей квалификации, не в состоянии был её разработать. Документацию разрабатывало СКБ ВЦ АН УССР В.М. Глушкова применительно к оснащению подведомственного киевского завода и в декабре 1960 г. передало её на завод в Казань для производства. Документация была не просто «сырая» а, скорее, «мокрая». Так, после изготовления по ней отдельных элементов машины, попытка вставить блочок в предназначенное для него гнездо на панели блока не увенчалась успехом — размер блочка был больше размера гнезда. Самое поразительное – разработчик обвинил в этом завод.
Для ускорения освоения ЭВМ Сетунь специалисты завода предложили переработать все чертежи с применением конструктивов ЭВМ М-20, уже освоенных в производстве, а для ВДНХ изготовить макет по эскизным чертежам. Приказом директора завода и СКБ все детали и узлы первого образца «Сетуни», поставляемой на ВДНХ, предписывалось делать вне очереди, чтобы машину под наладку поставить к первому сентября 1961 г.
Но до наладки дело не дошло - телеграммой из ВДНХ предписывалось доставить «Сетунь» на ВДНХ. Макет покрасили в голубой цвет, 25.08.61 упаковали и 01.09.61 самолётом отгрузили в Москву. Наладку «Сетуни» на выставке производили специалисты ВЦ МГУ и представители завода.
Делегаты исторического XXII съезда КПСС так и не пришли посмотреть на машину, не до того было – Н.С. Хрущёв выселял И.В. Сталина из мавзолея. Но, тем не менее, Сетунь имела большой успех, и была награждена «Золотой медалью» ВДНХ.
Казанское специальное конструкторское бюро математических машин (СКБ ММ) вынуждено было выступить в роли упомянутого выше А.С. Пушкина и с нуля разрабатывать КД для серии.
В конце 1961-го года СКБ ММ закончило разработку КД на ЭВМ «Сетунь», и в начале 1962 года было изготовлено необходимое количество синекопий для передачи на завод.
Серийный образец ЭВМ Сетунь*, изготовленный по КД СКБ ММ *см примечания
План производства на 1962г. предусматривал выпуск 10 шт. ЭВМ «Сетунь».
В отделе наладки была организована лаборатория по ЭВМ «Сетунь» (начальник Ю.П. Кузовлев) для проведения наладочных работ и сдачи машин. Одновременно организованы курсы по изучению ЭВМ «Сетунь». Преподавателями назначены разработчики из ВЦ МГУ во главе с Главным конструктором Н.П. Брусенцовым. Для оперативного решения вопросов, возникающих в процессе серийного выпуска ЭВМ «Сетунь» заместителем главного конструктора по производству был назначен начальник КБ ОГК В.И. Рогожин. Освоение ЭВМ «Сетунь» шло под руководством главного инженера завода О.П. Поздняка.
Надежды о сдаче трёх машин «Сетунь» в июне рухнули после требования (совершенно справедливого!) 8-го управления ГКРЭ при СМ СССР провести испытания межведомственной комиссией первой серийной машины (фактически опытного образца), изготовленной по документации СКБ ММ, Проведённые испытания выявили большое количество существенных замечаний. Были намечены меры по их устранению. Необходимо было внести значительные изменения в конструкторскую и схемную документацию. Заметим, что это совершенно нормальное явление, которое должно было произойти ещё 2 года назад.
Назначенная в этот момент ведущим конструктором ЭВМ «Сетунь» М.Ш. Бадрутдинова, проявила неутомимую работоспособность по корректировке конструкторской документации.
В начале ноября 1962 г. ЭВМ «Сетунь» успешно выдержала межведомственные испытания (вот оно -День рождения машины!). Как только отработка конструкторской и схемной документации завершилась, была поставлена задача о выпуске 10 машин. Начальниками машин «Сетунь» были назначены: № 1 - В.К. Максимюк; № 2 - М.З. Шагивалеев; № 3 - А.В. Закиров; № 4 - В.П. Царьков; № 5 - Ю.П. Ожиганов; № 6 - Р.Р. Музафаров; № 7 - И.П. Казаков; № 8 - А.Ф. Пироженко; № 9 - В.И. Рогожин (через месяц В.П. Царьков); №10- В.П. Шляпников.
Наладка машин велась смешанными бригадами, включавшими, кроме инженеров ОН, представителей других инженерных служб завода и разработчиков из МГУ. Была очень теплая атмосфера взаимопонимания и выручки. Уже в конце ноября были сданы две машины, а в декабре – ещё пять. Выпуск трёх машин плана 1962 г. были перенесены на 1963 г. Приказом по заводу ударный труд был поощрён премированием работников ОН и цеха 5 за сдачу ЭВМ «Сетунь». Всего – 52 чел. Суммы – от 5 руб. до 200 руб. в т.ч.: Царьков – 200 руб., Максимюк – 190 руб., Шагивалеев – 190 руб., Музафаров – 135 руб., Закиров – 130 руб., Казаков – 125 руб.
1962 год для завода был весьма непростым. Профсоюзные, комсомольские, партийные собрания завода, района, города – это цепь публичных «проработок», крайне неприятных для коллектива завода.
Не надо забывать, что кроме головной боли с Сетунью в это время у завода были и другие заботы. План производства 1962 г. предусматривал рост выпуска М-20 до 16 шт., было запущено в производство модернизированное изделие «Гранит-2М» - 6 шт. Кроме НМЛ, БПМ-20, ЧУ и КУ для М-20 необходимо было освоить выпуск новых устройств: НМЛ, ЧУ и КУ для ЭВМ «Урал-4» для Пензенского завода «ВЭМ». По заказу завода «ВЭМ» г. Пенза для ЭВМ «Урал-4» были изготовлены и отгружены заказчику три наименования устройств: НМЛ – 75 комплектов, ЧУ – 30 комплектов, КУ – 30 комплектов Увеличение было и в части выпуска ИНЧ-3 (более 3000 шт.). Завод имел также директиву об освоении нового читающего устройства ВУ-700/300 (скорость ввода до 700 перфокарт в минуту) на полупроводниковых приборах для ЭВМ II-го поколения. Были также заказы по выпуску специальной продукции, контроль производства которых осуществляли представители Министерства Обороны ВП № 357 (военпреды). Они же проводили приемо-сдаточные, типовые (периодические) и проверочные испытания.
Всего заводом было выпущено 46 серийных образцов машины Сетунь**:
1961 – 1 выставочный макет
1962 – по плану 10, фактически 7
1963 - по плану 10, фактически 13
1964 - по плану 20, фактически 20
1965 - по плану 5, фактически 6.
На этом выпуск Сетуни прекратился.
9 декабря 2008 года в МГУ имени Ломоносова была проведена юбилейная конференция "50 лет со времени создания малой цифровой ЭВМ СЕТУНЬ". Мероприятие получило большую прессу, было сказано много хорошего о Главном конструкторе Н.П. Брусенцове, о коллективе разработчиков. От Казанского завода ЭВМ на конференции была М.Ш Бадрутдинова, директор музея вычислительной техники в Казани, в период освоения Сетуни на заводе – ведущий конструктор машины от СКБ.
М.Ш Бадрутдинова вручает Н. П. Брусенцову подарок от совета ветеранов КЗ ЭВМ.
Не очень понятно, почему 50 лет машине отмечали в 2008 году. Испытания макета в МГУ были в апреле 1960 г., опытный образец серийной машины прошёл испытания в ноябре 1962 г. Видимо, у учёных принято отмечать (как у японцев) день зачатия, а не день рождения.
Выступление Н.П. Брусенцова на юбилейной конференции.
Отметим, что и через 50 лет Главный конструктор Сетуни так и не понял, почему его детище даже при мощном давлении сверху с таким трудом пробивало дорогу в жизнь и не получило широкого распространения.
Вот его слова: «В нашей лаборатории никогда не работало более двух десятков человек, считая девочек, которые мотали сердечники. А в начале у меня вообще было три-четыре сотрудника. Я должен сказать: для того, чтобы разрабатывать компьютеры, совершенно не нужны тысячные институты».
У нас в России любят «жалеть» талантливых самородков (Кулибина, Черепанова, Можайского). Но не приходит в голову сравнить их, например, с Эдисоном, Маркони или Сикорским. А, в самом деле, в чём их отличие, как вы думаете?
Напомним читателям, что здесь мы описываем историю завода, а не конкретную модель ЭВМ. Статей про ЭВМ Сетунь и троичную систему счисления довольно много, в том числе в Интернете. Большинство из них – воспоминания Брусенцова или интервью с ним. Ниже некоторые ссылки:
Из истории создания троичных цифровых машин в МГУ
http://www.computer-museum.ru/histussr/setun_hist.htm
МЦВМ «Сетунь»
http://www.computer-museum.ru/histussr/12-6.htm
Троичные ЭВМ “Сетунь” и “Сетунь 70”
http://www.computer-museum.ru/histussr/setun_b.htm
Конференция "50 лет со времени создания малой цифровой ЭВМ СЕТУНЬ", фото
http://ternarycomp.cs.msu.su/conference/Foto/index.html
Мои примечания к статье
* это на фото ЭВМ Сетунь на ВДНХ, а не серийный образец. Об этом будет позже.
** О количестве Сетуней в природе...
Отличительной особенностью серийной от выставочной ЭВМ "Сетунь", и сразу бросающейся в глаза тем кто понимает было наличие вентиляционных щелей в верхней части шкафов, за которыми находились ряды
Для знатоков и ценителей прекрасного внутрености буклетов.
можно кликать для увеличения.