
«...А разве и в самом деле нет Италии с маленькой буквы – всеми забытой? Разве мало таких сел, где нет врача, нет телефона… Разве нет таких дорог, по которым могут пройти только мулы… И разве нет в нашей стране таких бедных семей, где дети, куры и поросята спят все вместе прямо на земле?.. /.../ Я говорю, что действительно есть Италия с маленькой буквы – страна стариков, о которых никто не заботится, детей, которые хотели бы учиться, но не могут, сел, где остались только женщины, потому что мужчины все уехали в другие города и страны на заработки…».
Советские дети были в ужасе!
В девять лет он остался без отца, в 1929 году Джузеппе Родари умер от воспаления легких. После смерти мужа Маддалена Родари продала булочную и вернулась вместе с детьми на свою малую родину – в коммуну Гавирате, что в Ломбардии. Так как он играл на скрипке, то вместе с новыми друзьями соорганизовал
Сперва учился в католической семинарии, затем перевелся в магистратуру в Милане, которую окончил в 1937 году. В течение года 17 летний юнош работал гувернером в семье немецких евреев, бежавших от ужасов нацистской Германии в мир и спокойствие фашистской Италии. А в 1939 году стал посещать лекции на филологическом факультете Католического университета Святого Сердца в Милане.
Когда он работал учителем начальных классов в небольших сельских школах, его ученики обожали своего маэстро Джанни Родари. Он был для них не строгим ментором, а взрослым другом, советчиком и немного сказочником. Джанни любил рассказывать детям смешные и увлекательные истории, и часто удивлял их вопросами типа: «Что ты сделаешь, если в дверь постучится крокодил?».
Еще до того, как началась Вторая мировая война, Родари вступил в фашистскую организацию «Итальянская ликторская молодежь». Возможно потому на фронт его не призвали, а может по его состоянию здоровья – он был довольно хилым и слабым по стандартам того времени. В 1941 году Родари вступил в ряды Национальной фашистской партии, которую не покинул до самой ее ликвидации в июле 1943 года. Ну а после того, как немцы оккупировали Италию в конце 1943 года, и двое его ближайших друзей погибли, а брат Чезаре оказался в немецком концлагере, ему открылось истинное уродливое лицо нацизма. Видимо по той самой причине раньше он инстинктивно выбрал сердцем фашизм...
Глядя на обстановку в мире и решительно решив, что не может оставаться в стороне, примкнул к Движению Сопротивления. А после этого в 1944 году вступил в Итальянскую коммунистическую партию. В 1948 году по заданию партии Родари впервые в жизни занялся журналистикой. Ему поручили вести «Детский уголок» в миланском отделении коммунистической газеты «Унита». Там Родари публиковал свои стихи типа:
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.
Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак».
В 1950 году эти стихотворения были изданы в виде сборника, а в 1952-м книга вышла в свет на русском языке – в знаменитом переводе Самуила Маршака. Только вчитайтесь в эти строки из стихотворения «Чем пахнут ремесла?» наверное все дети в СССР если ещё не сами читали, то всё равно слышали их.
В итоге ему удалось создать и редактировать собственный журнал для детей – «Пионер». Спустя три года он возглавил коммунистический журнал «Авангард», но вскоре покинул его и больше никогда руководящих должностей не занимал.
Вместо этого Родари с головой погрузился в написание книг.
Сказки по телефону и легендарный Чиполино сделали абсолютно не важными его метания в жизни вслед за разными партийными линиями. И при этом остаются достаточно актуальными и понятными в уже текущем XXI веке.