1500py470 (1500py470) wrote,
1500py470
1500py470

Category:

Наш любимый лунный трактор 50 лет как полетел!

10 ноября 1970 года стартовала ракета «Протон-К» с разгонным блоком «Д» и станцией Е-8, которая получила официальное название «Луна-17». В этот раз выведение на траекторию полёта к цели прошло успешно. 12 и 14 ноября станция выполнила две коррекции, и 15 ноября вышла на окололунную орбиту высотой 85 × 141 км и наклонением 141°. На следующий день периселений был снижен до 19 км, а 17 ноября «Луна-17» совершила мягкую посадку в Море Дождей в точке с лунными координатами 38,25° с.ш. и 325,00° в.д.



Почти три часа водители оценивали окружающую обстановку. Реальная «картинка» с Луны оказалась ужаснее, чем ее имитация во время тренировок на «лунодроме». Наконец, пандусы раскрылись. Оператор «дал газ», и «Луноход-1» спустился на поверхность. Отъехав от посадочной платформы на 20 м, он остановился, и весь следующий день, оставаясь неподвижным, заряжал аккумуляторы. В следующие двое суток он проехал в общей сложности 190 м. На пятый день крышку закрыли, и луноход «заснул» в 197 м от платформы. Такое маленькое расстояние было пройдено именно из-за того, что решения по управлению необходимо было принимать «здесь и сейчас», учитывая множество факторов; не всё шло гладко и с детальной программой исследований: в целом она была прописана, но, увы, не по шагам.

Началась лунная ночь.

Стоит почитать чтоб посмотреть как мир за полвека поменялся, и похоже не в ту сторону, скописпасщенную часть статьи Дмитрия Воронцова об устройстве Лунохода (в интернетах она во многих местах уже иллюстрации потеряла, пускай тут попробует кусочек истории остаться).

С точки зрения современных лунных и марсианских роверов, первый луноход представлял собой довольно крупный аппарат массой около 750 кг, высотой 135 см и длиной 170 см. В верхней части его ширина достигала 215 см, тогда как в нижней он был заметно уже — около 160 см, благодаря чему внешне он напоминал огромный бак для кипячения белья, поставленный на колёса.

Луноход состоял из герметичного приборного контейнера, в котором размещалась вся служебная аппаратура, и самоходного шасси. Контейнер имел форму усеченного конуса: большое верхнее основание служило радиатором для сброса тепла, к меньшему нижнему крепились элементы шасси. На время лунной ночи радиатор закрывался теплозащитной крышкой, внутренняя поверхность которой была заклеена фотоэлектрическими преобразователями: элементы общей площадью около 3,5 м2 вырабатывали 180 Вт электричества, обеспечивая лунным днём подзаряд серебряно-кадмиевого буферного аккумулятора ёмкостью 200 А·ч. В рабочем положении крышка поднималась над задней частью аппарата, поворачиваясь электроприводом на шарнире и устанавливаясь под разным углом, располагаясь оптимально к Солнцу — в зависимости от его высоты над лунным горизонтом. Азимутальное наведение солнечной батареи обеспечивалось поворотами корпуса лунохода.



Устройство «Лунохода-1». (Источник)


Надо сказать, что при проектировании лунохода кроме солнечных батарей рассматривались различные источники электроснабжения, в том числе двигатели внутреннего сгорания и турбогенераторы на однокомпонентном топливе или использующие солнечное тепло, топливные элементы и радиоизотопные термоэлектрогенераторы. Всё это было отвергнуто, в основном по причине отсутствия готовых технических решений требуемой размерности.

Впрочем, радиоизотопный генератор всё же применили, но несколько в другом качестве: изначально луноход рассчитывался на работу в течение трех месяцев, за которые он должен был пережить три «лунных ночи», а каждая длилась две недели! За это время даже укутанный экранно-вакуумной изоляцией гермокорпус остывал до недопустимо низких температур, и довольно слабая электроника могла не запуститься «лунным утром». Поэтому было решено обогревать аппарат радиоизотопным источником: цилиндрическая «печка» с капсулой на основе полония-210 торчала снаружи сзади лунохода; днем она просто излучала избыточное тепло, а ночью сквозь нее циркулировал хладагент, отдавая тепло внутрь герметичного корпуса.



В задней части луноходов находилась радиоизотопная «печка». Фото Н. Дзись-Войнаровского. (Источник)


Собственно шасси с шириной колеи 1600 мм состояло из восьми ведущих мотор-колес (диаметр каждого по грунтозацепам — 510 мм, ширина 200 мм, колесная база — 170 мм). В первом варианте аппарат должен был иметь всего четыре больших (диаметром по 1100 мм) колеса — по два с каждой стороны. Позднее для повышения надежности число колес удвоили; этот вариант и был принят к реализации. Разворот осуществлялся «по-танковому», за счет изменения скорости и направления вращения колес левого и правого борта. Минимальный радиус поворота составлял всего 80 см.

Каждое колесо изготавливалось из проволочной сетки, имело снаружи титановые лопатки-грунтозацепы и оснащалось индивидуальной балансирно-торсионной подвеской. В герметичной ступице находились приводной электродвигатель, трансмиссия и тормоз. Смазка осуществлялась фтористым соединением.



Колесо лунохода (фото РИА «Новости») и его устройство:
1 - мотор-колесо; 2 – балансир; 3 – торсион; 4 – кронштейн;
5 – реактивная тяга; 6 – грунтозацеп; 7 – сетка; 8 – ступица;
9 – спицы; 10 – обод.


Благодаря независимой подвеске колеса могли занимать различное положение по отношению к корпусу, что позволяло луноходу преодолевать камни, выступы, небольшие трещины. На случай застревания или поломки колеса пиропатрон разрывал валик моторного привода, освобождая колесо — перемещение обеспечивали оставшиеся семь. Подвижность не терялась до тех пор, пока с каждой стороны не оставалось хотя бы по два работающих колеса.

Конструкция движителя шасси характеризовалось не только высокой экономичностью (на передвижение тратилось не более 300 Вт — гораздо меньше мощности обычного утюга или электрочайника), но и значительной проходимостью: луноход мог одолеть «порог» высотой до 40 см и шириной до 60 см, взобраться по откосу с крутизной в 20° и даже маневрировать на склоне до 45°. Для предотвращения опрокидывания при движении с большим креном или на уклонах имелись датчики, следящие за углом дифферента (наклон вперед-назад) и крена (наклон вбок), которые могли самостоятельно выдать команду «стоп». Пройденный путь измерялся девятым колесом-одометром в задней части.



Блок автоматики шасси (БАШ) «Лунохода-1» с датчиком крена и дифферента (ДКД, прибор в желтом корпусе слева на плате разъемов). (Источник)


Вся служебная аппаратура, требуемая как для полёта Е-8, так и для работы на Луне (система управления, датчики и приборы контроля свойств окружающей среды, блоки телевизионного и радиокомплекса, телеметрической системы, схемы управления луноходом, блоки автоматики, а также аккумуляторы), устанавливалась внутри герметичного корпуса самого лунохода, исключая дублирование, а значит, снижая пассивную массу посадочной платформы. Для того, чтобы самоходный аппарат мог съехать с платформы на Луне, имелись пандусы в носовой и хвостовой частях платформы; при перелёте они были сложены пополам, а после посадки раскладывались. В зависимости от состояния рельефа местности луноход мог съехать на поверхность либо по передним, либо по задним пандусам.

Кроме телекамер на видиконах, служивших для управления, имелась телефотометрическая оптико-механическая система с панорамной разверткой из четырех передающих камер — по две с каждой стороны аппарата. Они формировали лунные панорамы размером в вертикальной плоскости 30°, которые не требовали высокой скорости (передавались на Землю за 25 или 100 минут каждая) и получались во время полной остановки лунохода.

Научное оборудование включало рентгеновский флуоресцентный спектрометр для измерения химического состава грунта, детекторы космических лучей, рентгеновский телескоп для солнечных и внегалактических наблюдений, французский лазерный уголковый отражатель и радиометр. Луноход имел коническую антенну с низким коэффициентом усиления, управляемую остронаправленную спиральную антенну с высоким коэффициентом усиления и выдвижные приборы, которые исследовали плотность лунной поверхности ударным способом.



Лазерный уголковый отражатель для точного измерения расстояния от Земли до Луны — в данном случае от «Лунохода-2». (Источник)


Tags: 12 апреля Луна Космос Байконур, heavy metal, Новые пути, Это просто праздник какой-то!
Subscribe

Posts from This Journal “12 апреля Луна Космос Байконур” Tag

  • О 12 апреля и теореме Котельникова–Найквиста—Шеннона в жизни.

    Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по…

  • Наземные терминалы Starlink как элементы радара

    Каждому хоть сколь-нибудь честному человеку ясно, что современные спутниковые системы для раздачи интернетов можно приспособить для работы в…

  • А МКС целиком или кусками топить будут?

    В околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года кружилась советско-российская пилотируемая…

  • 55 лет Плесецку

    17 марта 1966 года, в 13:28 по московскому времени с научно-исследовательского испытательного полигона Минобороны СССР в Архангельской области был…

  • Оплести «Лианой»

    В догонку об радарах на орбите, стоит прочитать статью в Известиях которую написал Антон Лавров – Дотянулась до космоса: завершается создание системы…

  • День числа π

    В прощённое воскресенье и светлый праздник в честь числа Пи, стоит задаться вопросом, а с точностью до какого знака после запятой его в NASAах с…

  • Из Света в Тень перелетая...

    Вчера у invisio возник вопрос, а откуда тени на РЛИ изображениях. Вот хорошая иллюстрация для тех кому это может быть любопытно, а откуда…

  • Таки похоже StarLink только для связи будет

    Компания Capella Space планирует развернуть 36 спутников, оснащённых радиолокационной станцией с синтезированной апертурой. Система должна позволить…

  • 60 лет как «Венера-1» полетела!

    Ровно 60 лет назад, 12 февраля 1961 года в 5 часов 9 минут московского времени, был произведён старт автоматической межпланетной станции…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments

Posts from This Journal “12 апреля Луна Космос Байконур” Tag

  • О 12 апреля и теореме Котельникова–Найквиста—Шеннона в жизни.

    Старт корабля «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по…

  • Наземные терминалы Starlink как элементы радара

    Каждому хоть сколь-нибудь честному человеку ясно, что современные спутниковые системы для раздачи интернетов можно приспособить для работы в…

  • А МКС целиком или кусками топить будут?

    В околоземном космическом пространстве с 20 февраля 1986 года по 23 марта 2001 года кружилась советско-российская пилотируемая…

  • 55 лет Плесецку

    17 марта 1966 года, в 13:28 по московскому времени с научно-исследовательского испытательного полигона Минобороны СССР в Архангельской области был…

  • Оплести «Лианой»

    В догонку об радарах на орбите, стоит прочитать статью в Известиях которую написал Антон Лавров – Дотянулась до космоса: завершается создание системы…

  • День числа π

    В прощённое воскресенье и светлый праздник в честь числа Пи, стоит задаться вопросом, а с точностью до какого знака после запятой его в NASAах с…

  • Из Света в Тень перелетая...

    Вчера у invisio возник вопрос, а откуда тени на РЛИ изображениях. Вот хорошая иллюстрация для тех кому это может быть любопытно, а откуда…

  • Таки похоже StarLink только для связи будет

    Компания Capella Space планирует развернуть 36 спутников, оснащённых радиолокационной станцией с синтезированной апертурой. Система должна позволить…

  • 60 лет как «Венера-1» полетела!

    Ровно 60 лет назад, 12 февраля 1961 года в 5 часов 9 минут московского времени, был произведён старт автоматической межпланетной станции…