Сегодня на дворе стоит Старый День Программиста, а потому стоит прочитать связанную с этими местами историю которую рассказал Сергей Петрович Маслов, один из создателей троичных ЭВМ "Сетунь".
Сергей Петрович Маслов
Как я популяризировал компьютеры
В конце 1955 – начале 1956 годов произошли три важных события в моей жизни: я окончил Московский университет, начал работать в его Вычислительном центре и приобрел автомобиль. На самом деле покупка машины была осуществлена на деньги мамы. Автомобиль назывался «Москвич-401» и представлял собой слегка модернизированное русское издание «ОпельОлимпии» 1939 года выпуска. Нынешнему читателю интересно будет узнать, что доступ к багажнику у него осуществлялся из салона, не было печки, поворотников (о намерении повернуть водитель предупреждал, высовывая руку из окна, либо приоткрывая дверь, при выключении стеклоочистителя следовало выжидать, когда щетки придут в крайнее положении, и т.п.). Искусству вождения меня обучил однокурсник Алик Толкачев и я безоглядно наслаждался жизнью, разъезжая «куда глаза глядят» по московским улицам, которые были на три порядка менее загружены транспортом чем сейчас.
Начало трудовой деятельности занимало меня гораздо меньше чем машина, тем более что, по ряду причин я приступил к работе лишь 16 апреля 1956 года, через 3,5 месяца после окончания университета. Вычислительный центр МГУ только образовался и я оказался погруженным в область знаний, дотоле совершенно мне неизвестную (как, впрочем, и большинству моих коллег) – Электронные Вычислительные Машины (ЭВМ). Это потом у нас было разрешено сначала негласно, а потом и официально, вместо ЭВМ употреблять оригинальный термин, который ввели в обращение создатели – «компьютер», а тогда... Россия – Родина Слонов!
Лето 1956 года я успешно разделял свои интересы между машиной и работой, а уже в сентябре мы с женой отправились (ни много, ни мало!) в автопутешествие в Крым. Несмотря на полнейшее отсутствие у меня автомобильного опыта, поездка оказалась вполне успешной: мы прекрасно провели время, объездили пол Крыма, отдохнули. Обстоятельства сложились так, что в Москву, мне пришлось возвращаться одному. Жене предстояло оформление в туристическую поездку в Венгрию (после чего там начались известные события). Я же в одиночестве, в конце сентября выехал по Симферопольскому шоссе из Крыма. Несмотря на то, что «Москвич» был мной предусмотрительно оборудован откидывающимися спинками передних сидений и мы на отдыхе спали в машине, на обратном пути я отдал предпочтение более цивилизованным ночевкам. Ехать предстояло три дня и две ночи. Первую ночь меня приютил, как сейчас помню, бухгалтер совхоза «Перемога» (Победа) под Запорожьем Иван Степанович Чайка, а вторую, где-то в Курской области
- немолодая крестьянка. Перед сном мы с ней пили чай и разговаривали «за жизнь». Хозяйка, естественно, поинтересовалась моей работой. Я стал рассказывать про ЭВМ, увлекся, тем более что она хорошо слушала и задавала вопросы, как мне казалось, «по существу». Кончилось дело тем, что хозяйка спросила:
- Вот, милок, ты все про машины и машины говоришь. А какие это машины – легковые или грузовые – ничего не сказал.
- ???!!!
10.06.2009